все интересное о детях

как не упустить момент возраста мастерства у детей

Так как же не упустить момент возраста мастерства у детей? Давайте разбираться. Спросите у любого первоклассника, нравится ли ему ходить в школу? И вы наверняка получите положительный ответ. А спустя год? Два?… Увы,  уже не очень нравиться. Не наша ли в том вина? Может быть мы упускаем  возраст мастерства?

как не упустить момент возраста мастерства у детейНе упустите момент! Любого шестилетнего ребенка можно научить грамоте, а любого десятилетнего – ручному труду. Любого! И так же,  как любому шестилетнему пора учиться писать, десятилетнему приходит время мастерить. Его руки доросли до инструмента – неважно, молотка ли, спиц или отвертки.

Десять лет – очаровательный возраст: уже соображают, но еще слушаются.

Они не успели утратить детскую способность увидеть в кусочке меха сказочную зверушку, их фантазию не нужно будить или направлять, а лишь слегка корректировать. Причем это  свойственно всем нормальным, т.е. не специфически одаренным детям. Для нас, увы,  нехарактерно креститься до грома. Подростковый бунт, ‘’бессмысленный и беспощадный’’, зреет исподволь и является в основном результатом родительских упущений (если это, конечно, не произошло еще раньше) в возрасте 10-12 лет. А упустить десятилетнего не трудно. Обычно он сам себя обслуживает, помогает по домашним мелочам, не огрызается на замечания. В общем,  все хорошо, а раз так, то и беспокоиться не о чем. Он удобен – в этом трагедия фазы мастерства в развитии личности.

Через тысячелетия цивилизации человек пронес одно из главных своих желаний: самоутверждения. Уж как боятся этого слова интеллигентные родители! Но только человек в отличие от животных может самоутверждаться, не унижая других, а совершенствуя себя. Так вот у десятилетних овладение ремеслом и является наиболее естественной формой самоутверждения. Успешное освоение какого-то »производственного процесса» прибавляет уверенности в себе и т.д. Цепная реакция началась. Теперь самое главное — не упускать момент. (Водители знают, как облегчает движение, попадая в »зеленую волну»).

У детей есть еще одно изумительное качество, проходящее с годами: они умеют хотеть.

как не упустить момент возраста мастерства у детейИспользовать энергию их желаний в мирных целях не так уж и сложно, если повозиться. За два года вашего относительного родительского покоя вам нужно научить ребенка тому мастерству, которым вы владеете сами. Независимо от пола. Мальчикам не повредит умение связать шарф, а девочкам смастерить полочку. У домашних занятий есть два основных условия: они должны быть систематическими  и доставлять удовольствие ВАМ. Из чувства долга можно в лучшем случае мыть посуду. (Даже еда, приготовленная без удовольствия, бывает менее вкусной). Узкое место домашнего обучения в том, что далеко не каждый психологически может учить других. Особенно когда эти »другие» — собственные дети. Знаю, нет учеников труднее.

Из этого положения есть два не исключающих друг друга выхода.

как не упустить момент возраста мастерства у детейУчиться чему- нибудь вместе с собственным ребенком или отдать его в кружок. Причем, тем у кого не получается с преподаванием, лучше сразу в два-три. Это научит ребенка ценить и распределять время и  силы, что и само по себе неплохо. Да-да, и драмкружок, и кружок по фото, а если еще и петь охота – пусть поет. Нет вреднее тезиса »выбирай себе дружок, один какой-нибудь кружок». Пусть ребенок учится всему, чему он только хочет, потому что, не будучи реализованным, это желание пройдет, и очень быстро.

Сейчас большинство кружков платные. Все »там,  на верху», конечно, понимают, что культурно-воспитательная работа нужна, но денег на нее не дают. Призываю вас, родители, не брать с них пример и не экономить на образовании!  Как бы дорого не стоила профилактика, лечение всегда обходится дороже. Но найти деньги на кружок – это еще полдела. Желательно, чтобы они не пропали даром. И вот несколько советов, которые, на мой взгляд, будут вам помощниками.

Семь »не» для родителей. Итак, ребенок увлекся каким-то делом. Вам очень хочется, чтобы так и продолжалось. Что делать?

НЕ критиковать. Во- первых,  дать грамотную, профессиональную критику не так просто, как вам кажется. (Не говоря уже о том, что критика вообще самый дешевый способ самоутверждения). Во-вторых, дети ждут от вас другого – понимания, участия, одобрения – и, право не стоит обманывать их ожиданий. Сейчас вы критикуете их, а через несколько лет они начнут критиковать вас. И плохи дела будут у тех, кому нечего этой критике противопоставить. Если вам так хочется покритиковать, сделайте это в неявной форме. Например, »Мне твоя предыдущая работа понравилась больше».

 Любовь к труду, как и всякая любовь, несовместима с насилием. Никогда ни один ребенок не делает ни одного дела до конца на первоначальном энтузиазме. Взлеты и падения  интереса к делу неизбежны.НЕ заставлять. Имейте терпение их хотя бы не замечать, если не можете вмешаться тактично: принести литературу по теме, купить новый инструмент, материал и т.д.

 Наверняка кто- то из друзей и знакомых вашего ребенка делает что-то лучше, быстрее, красивее. Не укорять.

как не упустить момент возраста мастерства у детейНу и что? Вы же не очень переживаете по поводу таких людей в вашем окружении? Кстати, этот совет »с точностью до наоборот» применим в обратной ситуации. Вам нужно отвадить от дома нежелательного приятеля.

Найдите в нем какую-нибудь хорошую черту, нехарактерную для вашего ребенка. И все время приводите ее в пример. Нет такой черты – придумайте. Если ваш сын будет регулярно слышать: »Глеб-то, наверное, руки получше моет или Глеб-то обувь, наверное, не швыряет» и т.д. – Глеб скоро и безболезненно исчезнет с вашего горизонта.

Не упрекать.  Воспитание посредством упреков, в том числе и в неблагодарности, всегда было показателем родительской беспомощности и имело обратный результат.  Бабушка слишком часто вспоминающая, как она в войну лебеду ела, рискует однажды нарваться на ответ: »Ну, давай сюда свою вонючую лебеду и отвали-и-и».

НЕ форсировать. В творчестве у каждого свой путь и скорость передвижения. Если дочь спрашивает: »Мама, что тебе связать в подарок?», отвечайте лучше: »Что хочешь». Придумывая задание, вы можете не рассчитать ее силы.

Не бороться. Ребенок мечется: начинает-бросает, начинает другое- и опять бросает. Это не всегда плохо. Так же как стабильность – не всегда хорошо. Метания могут говорить о высоком творческом потенциале, а стабильность  — о пассивности натуры. Ситуацию можно немного прояснить в разговорах с преподавателями. Если вы от многих услышите: ‘’Жаль, что бросил, у него очень хорошо получалось’’. – С очень большой вероятностью вас ждет тяжкий крест родителя молодого дарования.

Не шантажировать. НИКОГДА ни при каких обстоятельствах НЕ УПОТРЕБЛЯТЬ

выражений »с твоими- то способностями», как и »с твоей- то внешностью» или »с твоим-то ростом». Это удар ниже пояса. Даже одна случайно брошенная фраза может надолго сделать ребенка морально калекой. Если бы это было не так, »комплекс полноценности» встречался бы столь же часто, как и комплекс неполноценности.

Вот все семь НЕ, которые не следует делать по отношению вашего ребенка. А самое главное научите ребенка:  Видеть цель, верить в себя и не бояться трудностей в этом и заключается момент возраста мастерства!

Один комментарий